Введение.
Глава 1. Активизация познавательной деятельности учащихся как теоретико-методическая проблема.
1.1. Понятие, значение и особенности активизации познавательной деятельности учащихся, познавательная активность.
1.2. Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.
Глава 2. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания предмета «-».
2.1. План-конспект урока по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся» на основе средств и методов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
2.2. Методическая система преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся.
2.3. План-конспект урока с применением средств и методов активизации (активные методы)
2.4. Цель и этапы активизации познавательной деятельности учащихся.
Заключение.
Список литературы
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности само развивающейся и само реализующейся.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд, которые трудно достигаются в традиционном обучении: формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста; учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.
Различные психологические аспекты проявления активности личности исследованы в работах Л.Г. Асмолова, Д.Б. Богоявленской, М.С. Кагана, А.И. Крупнова, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, В.Д. Небылицына, В.М. Русалова, С.Д. Смирнова, В.В. Столина B.C. Тюхтина и другие; педагогический аспект рассмотрения активности личности дан в работах Я.А. Коменского, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и другие.
Принцип активности получает все большее признание и конкретное воплощение в практике. Ведутся исследования, направленные на поиск оптимальных путей активизации как познавательной деятельности (А.А. Вербицкий, Г.П. Медведев, В.Т. Фоменко и другие), так и других сфер жизнедеятельности подрастающего поколения.
Исследования специалистов по дидактике, психологии, представителей частных методик (Л.Г. Вяткин, Н.Г. Дайри, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.А. Зимняя, Р.Г. Лембер И.Я. Лернер, И.И. Малкин, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и другие) показали, что правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность является основным условием продуктивного развития познавательной активности личности при обучении.
Осознавая необходимость активного обучения в современной школе многие учителя и преподаватели не владеют методикой активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, предпочитают использовать репродуктивные методы обучения.
Противоречие между возросшими требованиями к развитию творческо-активной личности и отсутствие педагогических технологий, влияющих на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания предмета «-», обозначило общую проблему исследования.
Актуальность и недостаточное отражение в научно-методической литературе методов и средств активного обучения определило тему настоящего исследования: «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания предмета «-».
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания предмета «-».
Объект исследования: процесс активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания предмета «-».
Предмет исследования: методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания предмета «-».
Гипотеза исследования: активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения предмета «-» будет наиболее эффективна, если используются активные методы обучения.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие, значение и особенности активизации познавательной деятельности учащихся, познавательной активности.
- Выделить формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.
- Разработать план-конспект занятия по предмету «-» с применением активных методов обучения.
- Определить содержание работы преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предмета «-.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, изучение передового педагогического опыта.
Глава 1. Активизация познавательной деятельности учащихся как теоретико-методическая проблема
1.1. Понятие, значение и особенности активизации познавательной
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении [4].
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
Проблема психической активности привлекала к себе внимание многих исследователей на всех этапах развития отечественной психологии и педагогической науки (А.В.Петровский). Этот факт можно рассматривать, по-видимому, как проявление присущей психологии русской школы тенденции к качественному анализу психической деятельности (В.М. Бехтерев, Н.А. Добролюбов, Л.Ф. Лазурский, К.Д. Ушинский и др.).
В настоящее время активность личности как объем изучения привлекает все большее внимание исследователей, как в общей, так и в детской и педагогической психологии. Применительно к школьникам наметились определенные подходы к пониманию этого интегративного свойства.
Существенный интерес представляют работы, касающиеся познавательной активности и ведущиеся в русле исследовании по проблемному обучению (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкнн, В. Оконь, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.), а также работы, направленные на изучение познавательной потребности, познавательного интереса и других значимых мотивов учения (Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынин, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др).
Генезис активности в возрастном плане и формы ее проявления в общем и умственном развитии были предметом специального рассмотрения А.А. Люблинской.
Важное место активности индивида отводит Ж. Пиаже при исследовании структуры интеллекта. Исходя из понимания самого интеллекта как орудия адаптации человека к среде, формы равновесия между человеком и средой, Пиаже подчеркивает, что указанное равновесие восстанавливается только активностью самого субъекта [8].
При выяснении психологической природы познавательной активности важно отметить также подход, реализованный в исследовании Д.Б. Богоявленской, посвященном экспериментальному изучению творческого мышления. Основным понятием при изучении умственной активности является понятие интеллектуальной инициативы, которая характеризует «направленность и поступательность» мышления и противопоставляется тем процессам, которые стимулируются только извне.
Широкое распространение получило толкование активности как «меры деятельности» в ряде исследований по дифференциальной психофизиологии (В.Д. Небылицып. Л.И. Крупнов, В.Д. Мозговой и др.). Выделяется такой аспект деятельности как стремление индивида к повышенной и разнообразной нагрузке, т.е. активность в этом смысле представляет устойчивую характеристику деятельности с формально-динамической стороны.
С этих же общих позиций трактует понятие активности личности Н.С. Лейтес, рассматривая активность (наряду с саморегуляцией) в качестве предпосылки наиболее общих способностей, в том числе и способностей к усвоению знаний. Выделенное свойство активности характеризует стремление индивида к деятельности, потребность в ней. Трактуемое таким образом понятие активности можно рассматривать, исходя из положения С.Л. Рубинштейна о «внешнем» и «внутреннем», - как внутреннее условие индивидуальных различий по обучаемости (Н.С. Лейтес).