Введение
Глава 1. Словообразование в лингвистике.
- Взгляды отечественных ученых на особенности овладения
навыком словообразования у детей дошкольного возраста
- Развитие словообразования в онтогенезе
Глава 2. Особенности овладения навыком словообразования у детей с речевым недоразвитием.
- Особенности овладения навыком словообразования у детей с ОНР
- Особенности овладения навыком словообразования у детей с ЗПР
- Особенности овладения навыком словообразования у детей с
умственной отсталостью
Заключение
Литература
Проблемы воспитания подрастающего поколения, подбора адекватных действенных методов его обучения и развития всегда интересовали исследователей. Особое внимание уделялось процессу освоения родного языка как средства общения и передачи информации.
К. И. Чуковский писал: «Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться, возможно, внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни» [32, С. 13]
Своевременное освоение грамматического строя языка, включающее в себя овладение словообразованием является важным условием полноценного речевого развития ребенка. Развитие детской речи и овладение грамматическим строем языка находятся в неразрывной связи со всем ходом его психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности и мышления. При нормальном развитии ребенок к трем годам осваивает все основные грамматические категории разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими грамматически оформленными предложениями. Его словарный запас непрерывно расширяется, поскольку ребенок активно усваивает механизмы и законы словообразования. Вместе с тем в дошкольном возрасте проявляется очень интересный феномен словотворчества, иллюстрирующий гибкость и неординарность детского понимания языка.
К сожалению, статистика свидетельствует об увеличении количества детей, имеющих разнообразные патологии в развитии, которые оказывают влияние на развитие речи детей. В число таких патологий входят задержка психического развития, общее недоразвитие речи, умственная отсталость и т.д. Изучение клинического течения данных патологических линий развития ребенка, их особенностей и причин является очень актуальным для современных исследователей.
Целью нашей работы является изучение особенностей овладения навыком словообразования у детей с речевым недоразвитием.
Объектом исследования выступают дети дошкольного возраста, имеющие речевые патологии.
Предмет исследования: словообразование в дошкольном возрасте.
Задачи:
- Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
- Проанализировать специфику словообразования в дошкольном возрасте.
- Рассмотреть особенности овладения навыком словообразования у детей с ОНР, ЗПР и умственной отсталостью.
Глава 1. Словообразование в лингвистике
- 1. Взгляды отечественных ученых на особенности овладения навыком словообразования у детей дошкольного возраста
Словообразование является многогранным явлением и имеет несколько трактовок понимания. Во-первых – под словообразованием принято понимать отдельный раздел языкознания, который изучает способы и правила образования слов. Словообразование было выделено в отдельный раздел сравнительно недавно, а именно во второй половине 20 века. До этого момента словообразование относили и к лексикологии, и к грамматике, на основании чего выделяли только лексическое или только грамматическое словообразование [17].
В настоящее время суть данного термина понимается разными исследователями по–разному:
- путь пополнения словарного состава языка (З.А.Потиха),
- основное средство обогащения словарного состава языка (К.А.Левсковская),
- одно из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами (В.В.Лопатин),
- основной источник пополнения словарного состава языка, которое осуществляется разными способами (К.А.Тимофеев).
Во-вторых, под словообразованием принято понимать как механизм образования новых слов на базе имеющихся однокоренных с помощью служебных морфем, путём перехода из одной части речи в другую и т.д. С данной позиции, словообразование определяется как область выражения особых формально-смысловых отношений (Е.С.Кубрякова), как собрание способов, правил образования новых слов (Н.М.Шанский), как разветвленный и сложный механизм, производящий слова (Б.Н.Головин), как определенное действие языкового механизма, связанное с образованием новых слов (В.Н.Немченко).
Зачастую для обозначения словообразования используют термин – деривация (лат. derivatio – образование).
В процессе эволюционного развития общества с целью расширения словарного запаса людей, происходят глобальные изменения в языковой системе, включающей в себя и словообразование. Изменяются средства и способы образования новых слов, словообразовательный характер уже образованных слов и т.д.
Именно поэтому выделяют два взаимосвязанных аспекта словообразования, или его вида.
- Диахроническое словообразование (историческое) - изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами [14].
- Синхроническое словообразование (описательное) изучает отношения между родственными словами, без учёта этимологической ситуации.
Словарный состав языка постоянно изменяется. Одни слова выходят из употребления, отмирают; другие слова появляются и пополняют собой словарный состав языка. Отличительной чертой любого языка является его способность чутко реагировать на малейшие изменения в общественной, культурной и повседневной жизни его носителей. Пополнение словарного состава языка происходит различными путями:
- за счет создания новых слов от уже существующих (морфологический путь обогащения словарного состава опирается на наличие в языке словообразовательных моделей и способов словообразования: суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный, безаффиксный (фонетико - морфологический, обратный),
- за счет расширения семантической структуры уже существующих слов и образования омонимов (семантический способ обогащения лексики охватывает правила образования новых значений и правила образования новых слов),
- за счет заимствования новых слов из других языков или же из диалекта того же самого языка.