Курсовая работа|Логопедия

Словообразования у детей с ОНР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 37

Введение

Глава 1. Словообразование в лингвистике.

  • Взгляды отечественных ученых на особенности овладения

навыком словообразования у детей дошкольного возраста

  • Развитие словообразования в онтогенезе

Глава 2. Особенности овладения навыком словообразования у детей с речевым недоразвитием.

  • Особенности овладения навыком словообразования у детей с ОНР 
  • Особенности овладения навыком словообразования у детей с ЗПР
  • Особенности овладения навыком словообразования у детей с

умственной отсталостью

Заключение

Литература

Проблемы воспитания подрастающего поколения, подбора адекватных действенных методов его обучения и развития всегда интересовали исследователей. Особое внимание уделялось процессу освоения родного языка как средства общения и передачи информации.

К. И. Чуковский писал: «Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться, возможно, внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни» [32, С. 13]

Своевременное освоение грамматического строя языка, включающее в себя овладение словообразованием является важным условием полноценного речевого развития ребенка. Развитие детской речи и овладение грамматическим строем языка находятся в неразрывной связи со всем ходом его психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности и мышления. При нормальном развитии ребенок к трем годам осваивает все основные грамматические категории разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими грамматически оформленными предложениями. Его словарный запас непрерывно расширяется, поскольку ребенок активно усваивает механизмы и законы словообразования. Вместе с тем в дошкольном возрасте проявляется очень интересный феномен словотворчества, иллюстрирующий гибкость и неординарность детского понимания языка.

К сожалению, статистика свидетельствует об увеличении количества детей, имеющих разнообразные патологии в развитии, которые оказывают влияние на развитие речи детей. В число таких патологий входят задержка психического развития, общее недоразвитие речи, умственная отсталость и т.д. Изучение клинического течения данных патологических линий развития ребенка, их особенностей и причин является очень актуальным для современных исследователей.

 Целью нашей работы является изучение особенностей овладения навыком словообразования у детей с речевым недоразвитием.

Объектом исследования выступают дети дошкольного возраста, имеющие речевые патологии.

Предмет исследования: словообразование в дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
  2. Проанализировать специфику словообразования в дошкольном возрасте.
  3. Рассмотреть особенности овладения навыком словообразования у детей с ОНР, ЗПР и умственной отсталостью.

 

Глава 1. Словообразование в лингвистике

  1. 1. Взгляды отечественных ученых на особенности овладения навыком словообразования у детей дошкольного возраста

 Словообразование является многогранным явлением и имеет несколько трактовок понимания. Во-первых – под словообразованием принято понимать отдельный раздел языкознания, который изучает способы и правила образования слов. Словообразование было выделено в отдельный раздел сравнительно недавно, а именно во второй половине 20 века. До этого момента словообразование относили и к лексикологии, и к грамматике, на основании чего выделяли только лексическое или только грамматическое словообразование [17].

В настоящее время суть данного термина понимается разными исследователями по–разному:

-     путь пополнения словарного состава языка (З.А.Потиха),

- основное средство обогащения словарного состава языка (К.А.Левсковская),

-   одно из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами (В.В.Лопатин),

-   основной источник пополнения словарного состава языка, которое осуществляется разными способами (К.А.Тимофеев).

Во-вторых, под словообразованием принято понимать как механизм образования новых слов на базе имеющихся однокоренных с помощью служебных морфем, путём перехода из одной части речи в другую и т.д. С данной позиции, словообразование определяется как область выражения особых формально-смысловых отношений (Е.С.Кубрякова), как собрание способов, правил образования новых слов (Н.М.Шанский), как разветвленный и сложный механизм, производящий слова (Б.Н.Головин), как определенное действие языкового механизма, связанное с образованием новых слов (В.Н.Немченко).

Зачастую для обозначения словообразования используют термин – деривация (лат. derivatio – образование).

В процессе эволюционного развития общества с целью расширения словарного запаса людей, происходят глобальные изменения  в языковой системе, включающей в себя и словообразование. Изменяются средства и способы образования новых слов, словообразовательный характер уже образованных слов и т.д.

Именно поэтому выделяют  два взаимосвязанных аспекта словообразования, или его вида.

  1. Диахроническое словообразование (историческое) - изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами [14].
  2. Синхроническое словообразование (описательное) изучает отношения между родственными словами, без учёта этимологической ситуации.

Словарный состав языка постоянно изменяется. Одни слова выходят из употребления, отмирают; другие слова появляются и пополняют собой словарный состав языка. Отличительной чертой любого языка является его способность чутко реагировать на малейшие изменения в общественной, культурной и повседневной жизни его носителей. Пополнение словарного состава языка происходит различными путями:

  • за счет создания новых слов от уже существующих (морфологи­ческий путь обогащения словарного состава опирается на наличие в языке словообразовательных моделей и способов словообразования: суффиксаль­ный, префиксальный, суффиксально-префиксальный, безаффиксный (фонетико - морфологический, обратный),
  • за счет расширения семантической структуры уже существующих слов и образования омонимов (семантический способ обогащения лексики охватывает правила образования новых значений и правила образования новых слов),
  • за счет заимствования новых слов из других языков или же из диалекта того же самого языка.
  1. Арушанова А. Г. Развитие речи и игра // Дошкольное воспитание, - 1994. - №1- с. 35.
  2. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи дошкольников: некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание, - 1997. – №2 – с. 32.
  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Академия развития», 1998, c. 33-34
  4. Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей// Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969.
  5. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 44-52.
  6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  7. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  8. Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития//Дошкольное воспитание, 1998 №2 - с. 67-71
  9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Педагогика, 1961., С. 87
  10. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. // Ред. Л. П. Григорьева. – М., ИКЦ, 2002.
  11. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., Просвещение, 1994. — 96 с.
  12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., Просвещение, 1990.
  13. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2007.
  14. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. - М., «Высшая школа», 1991.
  15. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб., «Каро», 2002.
  16. Кулеша О. Н. Освоение предметных действий детьми. // «Дефектология», 1989, №3, c. 104
  17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб., 2001.
  18. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003.
  19. Малышко А.А.Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов //Воспитание школьников.-2000.-№5.-С.73-75
  20. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Гринго», 1995.
  21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., Педагогика, 2000
  22. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 2001.
  23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб. 1997г.
  24. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  25. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007.
  26. Рубинштейн С.Л. Избранные произведения в 2-х томах. – М., 1989, Т.1.
  27. Ульбенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. – Нижний Новгород, 1994
  28. Ушакова О. С. Придумай слова – М.: «Издательство Института Психотерапии», 2001 – 300с.
  29. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: «Академия», 2001. – 240с.
  30. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  31. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., Педагогика, 1991.
  32. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.
  33. Чуковский К. И. От двух до пяти. – К.: Вэсэлка, 1988., С. 13
  34. Шипилова Е. В. Основы логопсихологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  35. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. - М., Педагогика, 1989, c. 361.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское