ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1. Сущность понятия «коммуникация», «коммуникативные навыки»
1.2. Возрастные особенности и предпосылки развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Специфика формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
2.1. Исследование исходного уровня коммуникативных умений и навыков
2.2. Коррекционно-развивающая работа посредством игровой деятельности
2.3. Эффективность игры как средства развития коммуникативных умений и навыков у детей с нарушением зрения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений; сохранения, распространения и развития национальной культуры. Средством решения задач наследования служит общение. Опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества.
Одной из важных исследовательских задач остается разработка средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.
На современном этапе приоритетным направлением образования является реализация социально-коммуникативного потенциала личности ребенка как предпосылки его успешной адаптации и социализации в общество. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость формирования у детей положительного отношения к себе и другим; способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, разрешать конфликты, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
В Российской Федерации распространенность зрительных нарушений у детей составляет 16 на 10 тысяч детского населения. В исследованиях показано, что зрительный дефект отрицательно сказывается на уровне развития навыков общения, возможностях использования невербальных средств общения, накопления опыта и информации об окружающем мире, это обусловливает трудности взаимодействия с окружающим миром, своеобразие развития личности и нарушения его социальной адаптации. В то же время, для ребенка с нарушенным зрением общение является важным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительной депривации.
Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.). Однако особенности развития коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения исследованы как в теории, так и в практике значительно меньше.
В педагогике проблемы коммуникативного развития личности изучаются в формате нескольких направлений: во-первых, как неотъемлемая часть воспитательного процесса (A.B. Мудрик и др., во-вторых, как характеристика личностной культуры (В. А. Кан-Калик и др.); в-третьих, как необходимый компонент готовности к школе (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, В. С. Мухина и др.).
Таким образом, ученые-исследователи с довольно разнообразных позиций изучают различные аспекты проблемы. Но, вместе с тем, разработка методических подходов к процессу формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством игры на современном этапе не находит должной исследовательской активности, что определило выбор темы.
Объект исследования – процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования – развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игровой деятельности.
Цель исследования – выявить роль игры для развития коммуникативных навыков и умений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникация», «коммуникативные навыки».
2. Выявить возрастные особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
3. Организовано и проведено экспериментальное исследование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
4. Описан опыт применения игры для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение; педагогический эксперимент.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / Российская газета (Федеральный выпуск) №6241 от 25 ноября 2013 г.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
3. Барабанщиков М.В. Развитие коммуникативных навыков обучающихся в свете требований ФГОС / М.В. Барабанщиков // Апробация. – 2014. – № 11. – С. 100-101.
4. Буцук Т.В. Театрализованная деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения: практическое пособие для педагогов / Т.В. Буцук, Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 55 с.
5. Волкова Т.А. Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Волкова, К.В. Шеина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 179-183.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2014. – 272 с.
7. Горбовская А.Ю. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе / А.Ю. Горбовская // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – Т. 1. – С. 50-54.
8. Дельгас Г.В. Сказка в гости к нам пришла. Как можно организовать театрально-игровую деятельность в ДОУ? / Г.В. Дельгас // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – № 4. – С. 77-80.
9. Ефимова Е.С. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / Е.С. Ефимова // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 76-80.
10. Коваленко А.И. Развитие коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи III уровня средствами сюжетно-ролевой игры / А.И. Коваленко, М.М. Панасенкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – 2 (июнь). – С. 316-318.
11. Козловская Е. Л. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности / Е.Л. Козловская // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. – Выпуск 1. – С. 1881-1885.
12. Левина А.А. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения / А.А. Левина, М.В. Бут-Гусаим // Инновационная наука. – 2016. – № 3-3. – С. 214-216.
13. Литвак А.Г. Тифлопсихология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / А.Г. Литвак. – М.: Просвещение, 1985. – 161 с..
14. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: Пособия для работников ДОУ / В.М. Минаева. – М.: Академия, 2011. – 202 с.
15. Минаева М.С. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / М.С. Минаева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11-13. – С. 81-83.
16. Мойсюк А.А. Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников / А.А. Мойсюк, Э.В. Иванькова, Е.А. Колесникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 28-33.
17. Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: дис. д-ра пед. наук / Г.В. Никулина. – М.; СПб, 2004. – 499 c.
18. Полозова О.В. Развитие речевого творчества в детей с системными нарушениями речи в театрализованной игре / О.В. Полозова // Голос и речь. – 2012. – № 2 (7). – С. 61-68.
19. Руденский Е.В. Социальная психология / Е.В. Руденский. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 1999. – 224 с.
20. Соболева А.В. Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития: материалы межрегион. науч.- практ. конф. / А.В. Соболева. – М.: Новокузнецк, 2013. – C. 99-103..
21. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 126 с.
22. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
23. Уринева Н.И. Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников / Н.И. Уринева // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: Сборник научных трудов I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Т.И. Никифоровой, Т.И. Гризик, Л.А. Григорович. – Чебоксары, 2015. – С. 672-674.
24. Фалунина Е.В. Коммуникативное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Е.В. Фалунина // Социально-психологические проблемы развития личности: мат-лы II Всерос. науч. конф. (сентябрь-ноябрь 2001 года). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – Вып.10. – С. 12-14.
25. Фалунина Е.В. Фольклорное воспитание – как фактор развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Е.В. Фалунина // Социально-психологические проблемы развития личности: мат-лы II Всерос. науч. конф. (сентябрь-ноябрь 2001 года). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – Вып.10. – С. 10-11.
26. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / В.А. Феоктистова. – М.: Речь, 2015. – 128 с.
27. Шевырева Т.В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения. Учебное пособие / Т.В. Шевырева, О.В. Дорошенко. – М.: МПГУ. 2015. – 96 с.