ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..
1.1. Понятие «внимание» и его характеристика.
1.2. Особенности внимания младшего школьника.
1.3. Возможности развития внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..
2.1. Диагностика уровней развития внимания младшего школьника.
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности.
2.3. Анализ эффективности системы работы по развитию внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..
3.1. Практические рекомендации педагогам по развитию внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности.
3.2. Практические рекомендации родителям по развитию внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Актуальность исследования. В качестве наиболее важных задач современного образования в начальной школе выступает выполнение требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования (ФГОС НОО). Согласно ФГОС НОО, обучающиеся к концу начальной школы должны соответствовать определенным требованиям развития личностных, профессиональных и метапредметных качеств. В качестве метапредметных понимают усвоенные обучающимися универсальные учебные действия, среди которых выделяют нормативные, коммуникативные и когнитивные. Для успешного развития универсальных учебных действий у детей должны быть на должном уровне развиты определенные навыки: должен быть достигнут нужный уровень развития мышления, памяти, воображения, внимания и других качеств.
Внимание в рамках учебного процесса является очень актуальным вопросом, потому что представляет собой главный психологический фактор, который определяет эффективность учебной деятельности ребенка. И.Л. Баскаковой и С.В. Вахрушевым указывается, что внимание играет роль в огромное количестве видов деятельности, в частности, оно является ведущим при освоении знаний и овладении навыками и сложными умениями. В.А. Гавриленко и Л.В. Черемошкина указывают, что в качестве ведущей деятельности ребенка младшего школьного возраста выступает учебная деятельность, соответственно, от успешности данной деятельности в большей степени зависит то, какими способностями к концу начальной школы будет обладать младший школьник. Одним из важнейших качеств является внимание ребенка.
Объект исследования – познавательная сфера младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Цель исследования – теоретически изучить и практически реализовать процесс развития внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Гипотеза исследования – развитие внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности будет эффективно при выполнении следущих педагогических условий:
- психолого-педагогическая работа будет разрабатываться с учетом первоначального уровня развития внимания младшего школьника;
- в качестве основных методов развития внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности будут использованы следующие: наглядные методы, информационно-коммуникационные методы, игровые методы.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие «внимание» и дать его характеристику;
- изучить особенности внимания младшего школьника;
- исследовать возможности развития внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности;
- провести диагностику уровней развития внимания младшего школьника;
- разработать и осуществить реализацию опытно-экспериментальной работы по развитию внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности и оценить ее эффективность;
- разработать практические рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, классификация);
- эмпирические (анализ продуктов деятельности детей, тестирование, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования);
- качественные и количественные методы обработки данных (методы первичной статистики, методы математической статистики, описание, анализ, интерпретация).
Эмпирическая база исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Видновская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов».
Теоретическая значимость исследования. В выпускной квалификационной работе проанализировано понятие «внимание» и характеристики свойств внимания; изучены особенности внимания младшего школьника – особенности развития и специфика развития в онтогенезе; исследованы возможности развития внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности на основе применения наглядных методов, информационно-коммуникационных методов, игровых методов.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы педагогами в практике развития внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности.
Структура исследования – выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, список литературы (20 наименований) и 3 приложений. Основной текст выпускной квалификационной работы изложен на 46 страницах и оформлен при помощи 8 рисунков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «внимание» и его характеристика
Проблеме внимания на сегодняшний день множество исследований, следует особо выделить труды зарубежной психологии и педагогики: исследования И. Гербарта, Дж. Миля, Т. Рибо, Э. Титченера. В отечественной науке наиболее известными следует считать работы Б.Г. Ананьева, И.Л. Баскаковой, Л.C. Выготского, Ф.Н. Гоноболина, Н.Ф. Добрынина, С.Н. Калинниковой, Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого, C.Л. Рубинштейна, И.В. Страхова, Г.М. Угаровой, Д.Н. Узнадзе, В. Шадрикова и многие другие.
Внимание является не одним психическим процессом, а представляет собой целую сторону психических процессов, через которые осуществляется проявление направленности, сосредоточенности сознания на различных явлениях и объектах, которая предполагает осуществление процесса повышения следующих уровней активности человека: сенсорная, двигательная и интеллектуальная[1].
Многие исследователи изучали особенности развития внимания с различных точек зрения, что привело к существованию огромного количества трактований данного термина.
Согласно К.Д. Ушинскому, внимание представляет собой «дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»[2].
В исследованиях А.М. Руденко внимание представляется в качестве произвольной или непроизвольной направленности, которая проявляется в том, что личность в процессе психической деятельности сосредотачивается на определенных объектах восприятия[3].
В исследованиях Н.Ф. Добрынина внимание представлено в качестве особого вида психической деятельности, выражение которого заключается в том, что осуществляется выбор и поддержание основных процессов осуществляемой деятельности[4].
Согласно П.Я. Гальперину, внимание представляется в качестве свернутого или автоматизированного действия контрольной деятельности[5].
В соответствии с мнением Б.Г. Ананьева, внимание представляется в качестве сосредоточенности сознания на каком-либо объекте. Согласно данному трактованию, внимание обладает качественной характеристик. При этом данное определение не указывает на особенности механизма развития внимания, а без его учета невозможно эффективно организовать образовательную деятельность детей младшего школьного возраста[6].
Таким образом, в исследованиях различных авторов внимание представляется в качестве необходимого условия осуществления психологической деятельности, контроля, определенного состояния человека, а также сосредоточенности на конкретном объекте при выполнении какой-либо деятельности.
Традиционно внимание характеризуется рядом свойств[7]:
– сосредоточенность, концентрация, которая проявляется в том, что человек абстрагируется от внешних факторов, у него затормаживается побочная деятельность. Сосредоточенность имеет тесную связь с интенсивностью внимания, которая выступает в качестве фундаментальной основы для помехоустойчивости;
– объем внимания, который характеризует количество объектов, которое сознание может одновременно наблюдать и воспринимать;
– распределение, которое позволяет одновременно выполнять несколько видов деятельности или несколько действий при выполнении одной деятельности;
– переключение, которое представляет собой способность, позволяющую включаться в новые условия при изменении процесса деятельности;
– устойчивость – время, которое может быть сосредоточено на одном объекте или явлении.
В некоторых исследованиях избирательность внимания выделяется в качестве отдельного свойства, однако большинством исследователей она трактуется в качестве сущностной характеристики и включается в свойства концентрации[8].
Таким образом, в рамках нашего исследования внимание понимается в качестве необходимого условия психологической деятельности, в качестве такого состояния человека, которое помогает ему удерживать сосредоточенность на определенном объекте при выполнении какой-либо деятельности.
1.2. Особенности внимания младшего школьника
В педагогической психологии проблема внимания – одна из самых актуальных. Она органично связана с проблемой усвоения и применения знаний. Изучая внимание школьников, можно проследить диапазон их возможностей в усвоении знаний, поскольку именно с помощью мыслительной деятельности, сопровождающейся вниманием, обучающиеся приобретают знания и новые способы действий[9].
В качестве основной задачи современной начальной школы выступает процесс реализации требований ФГОС НОО. Согласно ФГОС НОО выдвигаются определенные требования, которые ставятся к результатам, которых обучающиеся должны достигнуть в процессе освоения основной образовательной программы. Данные требования выдвигаются к развитию личностных, предметных и метапредметных результатов[10].
В качестве одной из базовых психических функций, развивающихся в процессе достижения предметных и метапредметных результатов, выступает внимание. В рамках методики обучения внимание должно рассматриваться в качестве автоматизированного умственного действия контроля на основании основных требований ФГОС НОО[11].
На сегодняшний день отмечается резкий рост объема информации, которую обучающиеся воспринимают в процессе обучение. Организация управления вниманием, выделения важного и отвеивания ненужного помогает в обучении ребенка, позволяя ему лучше ориентироваться в информационных полях. На основании этого внимание следует признать важной частью познания.
Самое главное изменение внимания, связанное с началом обучения, – переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Это есть классические виды внимания: непроизвольное – направленность сознания на явление или предмет в силу каких-либо его особенностей (под тяжестью своеобразных особенностей, которые выделяют его из остальной среды); произвольное, в свою очередь, является наиболее высокой ступенью внимания и требует сосредоточения сознания и волевого усилия на предмет или явление. На стыке двух этих видов внимания (при переходе от одного к другому) проявляется внимание, которое Н.Ф. Добрынин назвал «послепроизвольным вниманием», являющееся более продуктивным видом для осуществления умственной и интеллектуальной деятельности[12].
Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной для них деятельности, или интересной, но требующей большого умственного напряжения, так как у них непроизвольное внимание все-таки преобладает[13].
На сегодняшний день существуют две точки зрения относительно объяснения особенностей интеллектуальной деятельности младших школьников. Обе они связывают развитие детских интеллектуальных операций с вниманием обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности, исходя из ведущей роли обучения в психическом развитии детей младшего школьного возраста.
В качестве свойств внимания выделяют следующие:
- объем внимания представляет собой способность одновременно воспринимать несколько объектов-явлений. В младшем школьном возрасте данный показатель является достаточно низким и позволяет одновременно наблюдать за 2-3 предметами (явлениями);
- устойчивость внимания – количество времени, которое человек может сосредоточиться на объектах (явлениях). У младших школьников данный показатель также находится на низком уровне и располагается в области 10-15 минут;
[1] Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты. Под ред. Шадрикова В. Д. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2009. – 544 с.
[2] Борзенкова О.А. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников / О.А. Борзенкова, Е.П. Ким // Хуманитарни Балкански изследвания. – 2019. – №1 (3). – С. 8-11.
[3] Руденко А.М. Психология: учебник / А.М. Руденко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. – 556 с.
[4] Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф. Добрынин // Психология внимания : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Москва : ЧеРо, 2001. – С. 518-533.
[5] Гальперин П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2011. – 400 с.
[6] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2016. – 288 с.
[7] Тупталова А.С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности / А. С. Тупталова // Молодой ученый. – 2016. – № 26 (130). – С. 610-612.
[8] Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты. Под ред. Шадрикова В. Д. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2009. – 544 с.
[9] Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – Москва : ВШЭ. 2012. – 231 с.
[10] Федеральный государственные образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: https:// минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 12.10.2022).
[11] Федеральный государственные образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: https:// минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 12.10.2022).
[12] Макарова К.В. Психология человека / К.В. Макарова, О.А. Таллина. – Москва : Прометей. 2011. – 160 с.
[13] Умхажиева Х.Т. Роль внимания как аттенционной способности в учебной деятельности младших школьников / Х.Т. Умхажиева // Актуальные проблемы психологии образования: сборник научных материалов. – Ярославль, 2020. – С. 137-143