ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Значение уроков литературного чтения в нравственном воспитании младших школьников.
1.2. Возможности нравственного воспитания учащихся в учебниках «Литературное чтение» В.А.Лазаревой (система Л.В.Занкова)
1.3. Формы организации нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ..
2.1. Методика диагностики нравственной воспитанности школьников.
2.2. Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения по учебнику В.А. Лазаревой.
2.3. Изучение нравственной воспитанности младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..
ЛИТЕРАТУРА..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно на этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.
В сегодняшней жизни всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Чтение книг, особенно для ребёнка, познающего мир, полезно всегда. Но от уровня читательской грамотности зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, степень переживания и осмысления им нравственных проблем, поставленных автором. Нравственный потенциал произведения сам по себе не переходит во внутренний мир читателя, поскольку нравственные ценности «впаяны» в художественный текст, а не прямо сформулированы, и читатель извлекает их в процессе своей читательской деятельности. Организовывать и координировать данный процесс должен учитель на уроках литературного чтения. Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок [24; 3].
Сказанное выше подтверждает актуальность избранной нами темы исследования: «Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения».
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс начальной школы.
Предмет исследования – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
Целью исследования является изучение нравственной воспитанности учащихся начальных классов.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: нравственное воспитание младшего школьника на уроках литературного чтения будет эффективным при условии такой организации учебного процесса и внеклассной работы, где бы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни, но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами поставлены следующие задачи:
- Уточнить значение уроков литературного чтения в нравственном воспитании младших школьников.
- Рассмотреть возможности нравственного воспитания младших школьников в учебниках «Литературное чтение» В.А Лазаревой.
- Раскрыть формы организации нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
- Провести изучение нравственной воспитанности младших школьников.
- Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы по итогам исследования.
Для решения поставленных задач мы использовали комплекс методов: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, самостоятельная контрольная работа, ранжирование, количественно-качественная обработка результатов исследования.
Базой исследования является СОШ № 2. В экспериментальной работе были задействованы 38 учащихся 2-х классов.
Теоретическая значимость работы. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическая значимость. Данная работа может представлять интерес для учителей начальных классов, для людей, интересующихся нравственным воспитанием школьников, а также для родителей детей младшего школьного возраста, и вообще для всех кто работает с детьми.
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Значение уроков литературного чтения в нравственном воспитании младших школьников
Задача учителя, научившего детей читать, – научить их читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его.
Что значит научить читать художественный текст? В чем особенности восприятия этого вида текста и почему этому надо учить специально? Почему учитель литературы и замечательный методист ХIХ века В.И. Водовозов говорил: «Преподаватель словесности вторично научает читать»? Что это означает и, самый важный для учителя вопрос, – как это сделать?
Слово художника, кроме обычной информации, несет в себе еще и эмоционально-образную информацию. Читатель, читая художественный текст, представляет картины, которые нарисовал автор-художник; сочувствует его героям и выходит на понимание идеи произведения, его главной мысли. Разница между художественным и нехудожественным текстом – в способе отображения действительности.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературы, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют задачам образования и воспитания человека, особенно если воспринимать этот школьный предмет как вид искусства, часть культуры.
Во-первых, потому, что он знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом.
Во-вторых, потому, что как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
Поэтому, как говорит Д.С. Лихачев, «Литература дает нам огромный, обширнейший и глубочайший опыт жизни… дает понимание жизни, всех ее сложностей, понимание себя. Она развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств. Она делает это с такой художественной убедительностью, что вызывает желание подражать всему лучшему, что было и есть в человеке. …Человек, много читавший, прожил три жизни…» [25; 56].
Для осуществления образовательно-воспитательных задач в их единстве необходимо, чтобы вся работа на уроках чтения была одновременно процессом познания, воспитания и развития. Поэтому важно не только что читать, но и как работать с текстом. Реализация образовательно-воспитательных задач на уроках чтения в равной степени предполагает овладение учащимися определенным комплексом знаний и умений и формирование у них личностных качеств [26; 94].
Итак, уже в начальной школе ведется настоящая работа по освоению художественных текстов, а значит, освоению и присвоению учениками нравственных образцов. При верном, профессионально грамотном руководстве учителя этим процессом дети легко, с огромным интересом осваивают методику и технологические приемы анализа художественного текста. Как показывает практика, они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребенка. И главное, что ребенок приходит в среднюю школу уже освоившим на уроках литературного чтения азбуку литературоведения в посильной для него, интересной и важной ему познавательной деятельности, готовый к дальнейшему осознанному чтению, которое выведет его к высотам человеческого духа.
Задача начальной школы – пропедевтическая, подготовительная, но, наученные методам анализа художественного текста, дети открывают в нем такие глубины, демонстрируют такую интуицию, работу воображения, понимание смысла, что становится ясно, что читатель-ребенок может зачастую больше взрослого, что в детстве все мы – гениальные лингвисты, литературоведы, поэты и философы.