Введение.
Глава I. Особенности развития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
1.1Понятие «слоговая структура слова» и становление слоговой структуры в онтогенезе.
1.2 Общая характеристика детей с ОНР.
1.3 Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Выводы по главе I
Глава II. Изучение нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР 3 уровня.
2.1 Изучение особенностей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровня.
2.2 Особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Выводы по главе II
Заключение.
Список литературы
Актуальность исследования определяется тем, что чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Клиническое изучение детей с ОНР 3 уровня (Е. Н. Винарская, Г. В. Гуровец, Л. В. Лопатина, СИ. Маевская, Л. В. Мелехова, О. В. Правдина, О. А. Токарева и др.) позволяет установить этиологию и клинические проявления данной речевой патологии. Исследования особенностей развития речи детей при данном речевом расстройстве выявили, что, помимо нарушений звуковой стороны речи, у них наблюдаются и искажения структуры слова (Р. И. Мартынова, И. И. Панченко).
Работы Л. Б. Есечко, В. А. Ковшикова, А. К. Марковой, Н. Н. Тра-уготт, О. Н. Усановой, С. Н. Шаховской и других показали закономерности становления слоговой структуры слова в речи детей с нормальным речевым онтогенезом и наиболее типичные случаи нарушений слоговой структуры в речи детей с ОНР 3 уровня.
Р. Е. Левина считает, что способность к овладению слоговым со-7 ставом слова может быть выделена в качестве признака, позволяющего
распознать различную природу речевых нарушений. Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Понимание обращенной речи так же недостаточно
Традиционно система коррекционной помощи старшим дошкольникам с ОНР III уровня направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно и фрагментарно: «кука касивая - кукла красивая», «гупый Саса - глупый Саша», «пахая лиса - плохая лиса», «халосая Зоуска - хорошая Золушка» и др. Анализируя речь ребенка можно отметить, что наряду с лексикой, грамматикой и т.д., у дошкольника нарушается слоговая структура слова.
Эта проблема определила выбор темы курсовой работы: «Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».
Цель исследования – охарактеризовать особенности слоговой структуры слова речи у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования – особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования — слоговая структура слова.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
- Проанализировать лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Охарактеризовать особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
- Изучить особенности развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
База исследования: МДОУ № 347, логопедическая группа, дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, обобщение и систематизация материала); эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент).
Глава I. Особенности развития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
1.1Понятие «слоговая структура слова» и становление слоговой структуры в онтогенезе
Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л.С. Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности. В связи с этим постановка проблемы формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией (в частности, с алалией, дизартрией, ринолалией) предполагает рассмотрение нормального онтогенеза.
Трактовка термина «звуко-слоговая структура слова» у разных лингвистов и педагогов имеет свои особенности. Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И.А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых» [13].
Это же явление отмечают в своих работах Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев и др. Однако в работах Н.И. Жинкина подчеркивается единство звуковой и слоговой структур [6]. С одной стороны, вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния. Взаимосвязь и взаимопроникновение звукового и слогового состава слова показана и в первом фундаментальном исследовании процесса формирования слоговой структуры слова А.К. Марковой [10].
Таким образом, в работах ведущих отечественных ученых прослеживается тенденция от раздробленного использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звуко-слоговая структура слова», которая является одним из наиболее важных показателей полноценного фонетического развития.
В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.
Уже в крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Ребенок издает и звуки, приближенно напоминающие согласные (г, к, н). Однако все эти звуки носят рефлекторный характер и не рассматриваются исследователями детской речи как предшественники фонем (Т.В. Базжина). Предшественники фонем появляются на стадии гуления. Первоначально на этой стадии появляются гласнолодобные звуки среднезаднего ряда неверхнего подъема, сопровождающиеся консонантными призвуками, т.е. наблюдается некоторая усредненность вокалических элементов (Н.И. Лепская).
Среди первых согласноподобных звуков преобладают «промежуточные» звуки, тяготеющие и к консонанту и к вокали: [w], [j]. Из согласноподобных звуков встречаются полузвонкие, палатализованные с дополнительной назализацией заднеязычно-увулярные, которые постепенно заменяются заднеязычно-велярными типа [k, g, n]. Переднеязычные звуки на начальной стадии гуления практически не встречаются (В.И. Бельтюков, Е,Н. Винарская, Н.И. Лепская, СМ. Носиков, А.Д. Салахова) [8].