ВКР|Педагогика

Разработка декоративно прикладного изделия из войлока. Авторская игрушка Ёжик (сухое валяние)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2021 | Страниц: 104

Цена: 2 600
Купить работу

Введение. 

Глава I Особенности декоративно-прикладного искусства – художественного войлоковаляния  

1.1 Войлок: понятие, сырье для получения, традиционные и современные технологии изготовления  

1.2 История возникновения и этапы развития художественного войлоковаляния  

1.3 Обзор конструкционных возможностей и технических приемов художественного войлоковаляния  

Вывод по главе I 

2.1 Особенности техники сухого валяния. 

2.2 Материалы и инструменты необходимые в процессе изготовления игрушки в технике сухого валяния  

2.3 Поэтапная реализация технологического процесса изготовления игрушки в технике сухого валяния  

Вывод по главе II 

Глава III Основные этапы технологического процесса изготовления авторской игрушки «Ёжик» в технике сухое валяние  

3.1 Творческая концепция и дизайн авторского изделия – игрушки «Ёжик». 

3.2 Обоснование выбора материалов, техники и инструментов для реализации творческого замысла  

3.3 Технологические этапы процесса изготовления игрушки «Ёжик»

Вывод по главе III 

Глава IV Экономическое обоснование проекта

4.1 Расчет себестоимости расходных материалов

4.2 Определение себестоимости процесса изготовления авторского изделия – авторской игрушки «Ёжик» в технике сухое валяние

Вывод по главе IV

Глава V Охрана труда и техника безопасности процесса изготовления авторской игрушки «Ёжик» в технике сухое валяние

5.1 Общие положения техники безопасности и охраны труда

5.2 Общие требования к помещению и организации рабочего места мастера валяния

5.3 Причины производственного травматизма при войлоковалянии и требования к мерам и технике безопасности в мастерской

Выводы по главе V

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. Одним из древнейших ремесел человечества является войлоковаляние. Возникновение последнего непосредственно связано с кочевниками, специфика образа жизни которых сделала войлок одним из жизненно-важных материалов, повсеместно используемых в быту. С течением времени сфера применения войлока была значительно расширена: он используется для декора жилищ, в процессе проведения обрядов и церемоний. Ценнейшим культурным наследием предков, котрое в настоящее время дает возможность для воплощения любых фантазий, является накопленный в течение многовековой истории опыт изготовления и декорирования войлока. В этих моделях находят применение разнообразные материалы и технологические приемы, а такие техники декоративно-прикладного искусства, как: сухое валяние, мокрое валяние, шерстяная акварель, нунофелтинг, сибори нуновойлок и др. Изучение художественного войлоковаляния, как отрасли народного творчества дает возможность проследить становление и развитие основных черт одной из древнейших техник изготовления текстиля, которое в наше время во многом переходит от жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения и создания разнообразных вещей: одежду, обувь, всевозможные аксессуары и украшения, авторские изделия, способные преобразить любой интерьер и неповторимые игрушки для детей.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении теоретических основ и прикладных особенностей художественного войло-коваляния, как вида декоративно-прикладного искусства, а так же выполнении авторского изделия - игрушки «Ёжик». Реализация обозначенной цели требует выполнения следующих задач:

– раскрыть понятие, традиционные и современные технологии и сырье, необходимо для получения войлока;

– обозначить исторические этапы сложения и развития художественного войлоковаляния;

– выполнить обзор конструкционных возможностей и композиционных приемов художественного войлоковаляния;

– изучить особенности техники сухого валяния;

– охарактеризовать материалы, инструменты необходимые в процессе изготовления игрушки в технике сухого валяния;

– представить поэтапную реализацию технологического процесса изготовления игрушки в технике сухого валяния;

– разработать творческую концепцию и дизайн авторского изделия – игрушки «Ёжик»;

– представить обоснование выбора материалов, техники и инструментов для реализации творческого замысла;

– отразить технологические этапы процесса изготовления игрушки «Ёжик»;

 – выполнить экономическое обоснование проекта;

– изучить требования охраны труда и техники безопасности процесса изготовления авторской игрушки «Ёжик» в технике сухое валяние.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является художественное войлоковаляние, как один из видов декоративно-прикладного искусства.

Предметом исследования выступают художественные и технические приемы при изготовлении авторской игрушки «Ёжик» в технике сухое валяние.

Методологической основой исследования выступили методы общетеоретического характера: поиск, анализ, обобщение, а так же специальные методы, такие, как: наблюдение, метод проектов, прикладные методы работы с материалами, инструментами, оборудованием, применяемыми при изготовлении резных изделий из войлока.

Структура и объем: выпускная квалификационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложения. Общим объёмом 104 страницы.

 

1.2 История возникновения и этапы развития художественного войлоковаляния

 

В разрезе истории человек защищался от холода с помощью валяной шерсти, что позволяет определить валяние как наидревнейшую технику текстильного производства. Археологические свидетельства указывают на то, что еще 8 тысячелетий назад люди изготавливали изделия из валяной шерсти. Вначале для этого использовалась шерсть диких животных. Со временем человечество научилось производить ткани, вязать и прясть. Подтверждением тому являются фрагменты работы войлоковаляльщиков Помпей, которые сегодня можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. На сохранившихся фресках видно, что в Помпеях работали специальные мастерские шерстоткацкого производства. Кто то из мастеров здесь моет и чистит шерсть – это ланифрикарии, люди, ее красящие, называются инфекторы, а те мастера, которые корректируют потускневшие краски на поносившейся одежде, именуются оффекторами, валяют сукно (шерстяную валяную ворсистую ткань) – фуллоны, а изготовлением настоящего войлока занимаются мастера – коактилиарии (первоначально эта функция была обязанностью фуллонов).

А вот и мастерская фуллонов, по сути это сукновальня. В небольшой загородке стоит чан, в него налили теплую воду, добавили соду (хотя чаще вместо соды для этого процесса использовали мочу), теперь в этом растворе замочили шерсть, в результате соединения содержимого чана с жиром, оставшимся в шерсти образуется мыло, которое отлично смоет всю грязь с замоченной шерсти. Теперь сукновалы влезли в чан и стали топтать замоченную шерсть, при этом они держатся за стенки загородки, в которой стоит чан, и подпрыгивают. Такое движение назвали танцем фуллонов (приложение 3).

После этого шерсть моют в нескольких водах, раскладывают на столах и начинают бить палками, под воздействием чего шерсть очищается от оставшейся грязи и начинает сваливаться. Обработанную таким образом шерсть вывешивают горизонтально для просушки (приложение 3).

Теперь, когда шерсть высохла, приступают к ворсованию. Для этого ее надирают вручную шкуркой ежа, в других мастерских Помпей для этого используют специальные ворсильные щетки из репейника. Затем приступают к следующему этапу. Вымытую и наворсованную материю натягивают на клетку и поджигают серу. Пары, выделяемые при горении серы, отбеливают войлок (приложение 3) [29].

Позднее к данному ремеслу обратились кочевники. Одни из самых древних войлочных изделий археологи обнаружили в погребениях Пазырыкской культуры Горного Алтая (скифы, VI-V вв. до н. э.). Эти исследования дали уникальный материал: впервые были обнаружены целые предметы одежды, конское убранство, мягкая утварь. В мире имеются всего 3-4 столь же древние коллекции текстиля из Египта, Сирии, Синьцзяна. Одними из древнейших войлоков также считаются войлоки из курганов Ноинула в Монголии (хунну, II-I вв. до н. э.).

Внедрение технологий по производству новых продуктов питания и потребления – революция вторичных производств – качественно изменило траекторию экономических преобразований эпохи бронзы. Среди таких инноваций – появление и распространение шерстяного волокна у народов, населявших северную Евразию в III—II тыс. до н.э. Разработанные новые подходы к изучению древнего шерстяного текстиля из памятников северной Евразии бронзового века, включающие технологический анализ, радиоуглеродное датирование, расшифровку геохимической подписи, позволили впервые обсудить не только время появления шерстяного волокна в текстильном производстве эпохи бронзы, очертить культурные ареалы, но и предложить к обсуждению новую гипотезу о сложении в начале II тыс. до н.э. «Шерстяного пути», объединившего регионы предгорной, лесостепной и лесной зон Восточной Европы на западе с Южной Сибирью и Китаем на востоке [22, с. 23]. Находки шерстяных изделий и радиоуглеродные даты чётко маркируют распространение инновации сначала из Переднего Востока с юга на север, потом из предкавказских степей с запада на восток. Высказано предположение, что одним из путей распространения шерстяных изделий на запад мог быть путь из южных степных районов Восточной Европы через Причерноморские степи [18, с.25].

 Дальнейшее развитие войлока приурочивают к территории современной Башкирии, где были найдены самые древние из известных на сегодняшний день валяные изделия.

Для создания валяных материй использовалась шерсть овец, собак, лошадей, коз.

Обращение кочевых народов к использованию данного материала обусловлено рядом множество причин. Сам образ жизни кочевых народов требовал надежности материалов, из которых был обустроен их быт. Одежда, обувь, предметы обихода, жилище должны были надежно защищать кочующих и воюющих людей в суровой степи, быть износостойкими. Существует легенда, согласно которой войлок был открыт случайно. В помещении, где держали овец, пол был буквально устлан их шерстью. По ней ходили, утаптывали, постепенно слой шерсти все рос – и в итоге получился настоящий ковер, цельный и плотный, гибкий и очень теплый.

Жилище, к тому же должно было быть мобильным. Поэтому войлочные юрты стали великим изобретением кочевников, ко всем их достоинствам можно смело отнести их транспортабельность.  На то, чтобы изготовить такую юрту нужно было использовать более 100 кг шерсти, тогда, как с одной овцы можно получить не более 5 кг. Поскольку овец, дающих шерсть, должно было быть много, а шерсть диких овец, не обладает свойствами, необходимыми для сваливания шерсти, то одомашнивание овец поспособствовало развитию войлоковаляния [14, с. 23].

Несмотря на тот факт, что объединения ремесленников одной специальности имеет давние исторические корни, в настоящее время к сожалению, большинство современных ремесленников и мастеров работают разобщенно, чаще всего самостоятельно постигают азы мастерства.

Обращаясь к изучению профессионального опыта и работ авторов современности следует отметить, что из числа художниц, создающих валяные изделия, Анна Романова, пожалуй, самая популярная… и самая «копируемая». У нее узнаваемый стиль работы – милые лисята и котята выглядывают из карманов или обитают на лацканах пальто, ведь немалая их часть – броши, которые вполне вписываются в повседневный стиль одежды [54] (приложение 4).

Начала свой творческий путь Анна в 2010 году. Сначала она делала игрушки для друзей, но постепенно самые удачные работы стала выставлять в инстаграме и других социальных сетях, которые за сравнительно небольшой срок приобрели популярность. На каждую миниатюру из овечьей шерсти уходит от пяти дней до двух недель в зависимости от сложности формы и детализации. И хоть автор не стремится буквально копировать облик животных, выглядят они совершенно живыми.

Не менее интересны работы работы радиоведущей Валентина Теркова из Комсомольска-на-Амуре, которая творит под псевдонимом Тёрка и создает игрушки и целые композиции из шерсти. Творчество, по ее словам – разновидность медитации, и видеть, как из бесформенной массы рождается образ – настоящее чудо. Идеи она находит повсюду – в мультфильмах и в случайном пятне на стене дома, в форме облаков и кронах деревьев… Любимый герой Валентины – это кит. Огромное и сильное, но такое очаровательное животное – он стал настоящим символом и самым популярным персонажем ее работ  (приложение 4). А еще – очаровательные войлочные булочки с задумчивым взглядом и печальные хинкали, осознавшие, что осень близится, гуси, голуби и драконы, фантастические обитатели лесов и герои любимых мультфильмов [31].

Одной из самых «выставочных» мастериц в числе популярных можно назвать Ирину Андрееву, которая начала знакомство с техникой  с создания валенок – дипломной работы на художественно-графическом факультете Педагогического университета в Ижевске. Ирина создала более сотни войлочных скульптур, которые экспонируются по всей России. Она очень редко продает свои работы – почти никогда. Зато встретиться с ними и насладиться теплом можно на ее выставках.

Высота ее войлочных композиций может достигать полутора метров, а размеры героев и предметов – почти в натуральную величину. Форма их при этом – лаконичная и упрощенная, а палитра – сдержанная и напоминающая о натуральных оттенках шерсти. Любимые сюжеты художницы – привычный каждому советский и постсоветский быт. Дети играют с кошками или постигают сложности игры на фортепьяно, висят в ожидании своих владельцев фигурные коньки, и даже кактусы на окне – и те из войлока (приложение 4) [24].

Немало интересных мастеров войлоковаляния и в других странах. К примеру, Дебора Поуп из Уильямсона имея обширное художественное образование и опыт – степень бакалавра изящных искусств в живописи и фотографии, полиграфия, знакомство с войлоком она начала с создания шляп, и по сей день в число творческих увлечений художницы входит создание войлочной одежды и аксессуаров и авторских кукол [49].

Удивительно, но ее авторские куклы, такие яркие, острохарактерные, детализированные, создаются без проработанного предварительного замысла и эскизов (приложение 4). Однако же технически работа над ними сложна – сначала создается каркас из проволоки, закрепленной с помощью горячего клея, затем поверх он обшивается лентами простеганного ватина. Это – «мышцы» куклы. Теперь приходит время «кожи» - тонкого слоя свалянной мериносовой шерсти. А потом – настоящий алхимический процесс, во время которого кукла оказывается в кульке с горячей мыльной водой, полощется в уксусе, сушится и корректируется. И лишь после всех этих процедур настает время примерить наряд и обзавестись прической.

В 2008 году на ежегодной конференции Дебора Поуп вошла в состав Национального Института Американских художников-кукольников (NIADA) и спустя два года в составе делегации посетила Санкт-Петербург с мастер-классом на выставке «Искусство куклы».

Азиатские мастера всегда славились оригинальным подходом к работе, будь то костюм или вышивка, интерьер или работа с бумагой. Вот и валяные творения японской художницы Hinali необычны – в первую очередь, своей реалистичностью. Она начала заниматься валянием из шерсти в 2011 году, а спустя четыре года уже активно участвовала в выставках на территории родной страны. Ее войлочные кошки во всем похожи на настоящих, очень точно переедены автором пропорции тела и текстура шерсти, взгляд и поза  [55] (приложение 4).

Продолжая тему животных следует упомянуть работы Киоши Мино, ветеринара по профессии, который воевал в Афганистане – боролся с талибами. Четыре года он жил в горах, часто спал под открытым небом, не зная, останется ли он завтра в живых. А после – восстанавливал все ту же страну и работал в программе поддержки местных жителей, у которых научился работе с шерстью. Вернувшись домой, Мино вместе с супругой купил ферму и поселился там, ближе к природе и  занялся валянием из шерсти. Первая его работа, сделанная в подарок жене, была топорной и немного нелепой, но по-своему прекрасной. Со временем мастер усовершенствовал свою технику, и вскоре начал создавать детализированные изображения животных – от огромных тигров, павлинов до забавных лягушек [32] (приложение 4).

  1. ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ «Воздух рабочей зоны. Общие гигиенические требования» // Информационно-правовое обеспечение Гарант
  2. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» // Информационно-правовое обеспечение Гарант
  3. СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» // Информационно-правовое обеспечение Гарант
  4. СП 52.13330.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» // Информационно-правовое обеспечение Гарант
  5. СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» // Информационно-правовое обеспечение Гарант
  6. Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» // Информационно-правовое обеспечение Гарант
  7. ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» // Информационно-правовое обеспечение Гарант
  8. Авдеева О.Г. Художественное войлоковаляние как современный социокультурный феномен / О.Г. Авдеева, Е.Л. Антонова // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 1(13). С. 167-173
  9. Арзиев М. Особенности технологии изготовления изделий из войлока / М. Арзиев, Ж. А. Сыдыкова // Наука. Образование. Техника. 2015. № 2(52). С. 9-18.
  10. Бексултанова Ч.Д. Войлок как важнейший компонент материальной культуры кыргызского народа / Ч. Д. Бексултанова, К. Н. Тентигул // Известия ВУЗов Кыргызстана. № 1. С. 179-184.
  11. Болатова Д.Г. Технология изготовления войлока // Технические науки – от теории к практике. 2018. № 25. С. 119-123.
  12. Волобуев О.В. Проблема оценки качества произведения художественной литературы (социально-философский аспект) / О.В.Волобуев, В. А. Песоцкий // Вестник МГОУ. 2018. № 1. С. 10-20
  13. Жогова М.В. Анализ сырьевой базы для производства войлока / М. В. Жогова, И. А. Шеромова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. № 1-2. С. 115-119
  14. Масалимов Т.Х. Художественный войлок: учеб.-метод. пособие / Т.Х. Масалимов, В. Ф. Ахадуллин. Уфа : Китап, 2017. 110 с.
  15. Мацкевич Ю. В. Определение понятия «произведение искусства» и обозначение критериев его оценки // Искусство и культура. 2018. № 3 (7). С. 13-16
  16. Мерешков С.А. Обработка шерсти // Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. – 2017. № 2. С. 126-131.
  17. Петрова Н.Н. Гигиеническая характеристика условий труда работников промышленного предприятия / Н.Н. Петрова, В.С. Паньшина, А.П. Фигуровский, И.О. Топанов // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (4) . С.344-346
  18. Таштобаева Б.Э. Предпосылки развития производства войлока / Б.Э. Таштобаева // Вестник науки и образования. 2016. № 8(20). С. 24-26.
  19. Тойчубекова Г.М. Современные направления в использовании одежды из войлока / Г. М. Тойчубекова, Е. П. Тамбовцева, Г. П. Зарецкая [и др.] // Дизайн и технологии. 2020. № 79(121). С. 34-39.

Всего 55 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское