Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и так далее, одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко). Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед.
Кроме того, с такими школьниками необходима работа по звукопроизношению. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это учет всех механизмов коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и использование их в работе. Одним из таких механизмов является развитие артикуляционного праксиса детей с ФФНР. В отечественной и зарубежной литературе данный вопрос освещен достаточно мало. В связи с этим определяется актуальность этой проблемы.
Цель курсовой работы – изучение влияния развития артикуляционного праксиса на состояние речевых дефектов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объектом данного исследования являются дети старшего дошкольного возраста двух подготовительных к школе групп с ФФНР. В каждой группе по 10 человек.
Предмет исследования – изучение необходимости проведения работы по развитию артикуляционного праксиса в коррекционно-развивающей работе с детьми с ФФНР.
Гипотеза: развитие артикуляционного праксиса будет способствовать эффективности коррекции фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в большей степени, чем коррекции фонематических нарушений.
Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:
- Анализ специальной литературы по проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи и развития артикуляционного праксиса у детей с ФФНР.
- Диагностирование особенностей речевого развития детей контрольной и экспериментальной группы.
- Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной группы.
- Проведение контрольного эксперимента с целью выявления эффективности коррекционно-развивающего обучения в экспериментальной группе.
Исследования проводились на базе МДОУ комбинирующего вида № 110 Центрального района города Челябинска в период 10 января по 20 февраля 2009 г.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития артикуляционного праксиса у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- Особенности взаимосвязи фонетических и фонематических нарушений при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-ч). удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие. Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения [7]. К концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения. В связи с этим необходимо развивать как фонетические, так и фонематические дефекты речи.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Итак, фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико- фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше [15,16,18,28] отводят большую роль формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать звуки речи (фонемы). По данным Т.А.Ткаченко [26], развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.
Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия [18] считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.