Курсовая работа|Педагогика

Вокальная подготовка в детском хоре

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 45

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОРА

1.1 Вокальное воспитание в хоре.Понятие вокально-хоровых навыков

1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста

1.3. Традиция преподавания хорового пения в России

1.4. Принципа создания хора на начальном этапе

ГЛАВА 2. Развитие вокально-хоровых навыков при работе с младшей группой хора

2.1 Начальный этап работы с младшим хором

2.2 Применение основных методов и приемов формирования вокально-хоровых навыков на практике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

Проблема хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как Гладкой  Н.  Тевлина,  Н.  Черноиваненко,  Л. Дмитриева, О.  Апраксиной,  Л.  Безбородова,  Г.  Стулова  и  многих  других. Однако тема вокально-хорового воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освещением можно заниматься бесконечно долго и все равно будут оставаться пробелы и «узкие» места. Кроме того, методики хорового воспитания вокалистов младшей школы постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе. Этим и обуславливается актуальность данной темы.Целью нашей работы является теоретическое обоснование особенностей формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников, а также в выявлении комплекса методов, способствующего   усвоению этих навыков.Объектом исследования является вокально-хоровая подготовка обучающихся. Предмет  исследования:  процесс   формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.  Изучение методической и научной литературы, анализ опыта ведущих музыкальных педагогов и методистов, а также моей личной работы с детским хоровым коллективом  позволили  сформулировать  гипотезу  исследования:  развитие вокально-хоровых навыков  хорового  пения  на  уроках  музыки проходит более эффективно тогда,  когда музыкальное обучение  осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка в младшем школьном возрасте и, наконец, с  учётом возрастных и личностных качеств ребёнка.Цель, предмет и гипотеза определяют следующие задачи исследования: 1. проанализировать историю хорового обучения детей в процессе развития преподавания музыкальной культуры  в России;2. определить  конкретную  последовательность  формирования  первоначальных навыков певческих навыков в начальный период обучения;3.   рассмотреть систему   музыкально-певческого   материала   (песен    и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче;4. раскрыть особенности возраста (психологические и индивидуальные) младших школьников.Особое значение при выполнении данной работы уделялось методологическим основам исследования. Здесь мы опирались  на  изучение  исследований в области методики вокального  воспитания  детей.  Отметим статьи и очерки  С.  Гладкой,  Н.  Тевлина,  Н.  Черноиваненко,  Л. Дмитриева, О.  Апраксиной,  Л.  Безбородова,  Г.  Стулова, а также современные исследования по работе с детскими хоровыми коллективами К.Ф. Никольской-Береговской, М. С. Осенневой, В. А. Самарина,  В. Л. Живова и  других педагогов. Также в своей работе мы использовали работы ученых психологов в области возрастной психологии, таких как Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, Я.А. Пономарева, С.Л.Рубинштейна.В своей научной работе мы использовали следующие методы исследования:1. теоретический анализ литературы с точки зрения формирования вокально-хоровых навыков у учащихся младшего школьного возраста;2. обобщение современного педагогического  опыта, направленного на формирование  навыков хорового пения у младших школьников с привлечением собственного практического опыта;4. Экспериментальное изучение путей  и методов формирования хоровых навыков у младших школьников.      Общая  методология   предполагает  формирование  у  детей   творческой личности, которая способна вести созидательную деятельность. Много таланта, ума и энергии в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, вложили выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - В.Н. Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено.      Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение  передового опыта ведущих педагогов и методистов и включала в себя определение цели и задачи исследования, выявление исходного уровня учащихся, проведение обучающего эксперимента, обобщение результатов работы, формулирование выводов. 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОРА

1.1 Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков

Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий пением с младшими  школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.

Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. «Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)».[1] Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:[2]

  1. Певческая установка

Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.

  1. Дирижёрский жест

Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:

- внимание

- дыхание                                                 

- начало пения

- окончание пения

- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи

  1. Дыхание и паузы

Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

  1. Звукообразование

Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.

  1. Дикция                        

Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.

  1. Строй, ансамбль

Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a kappella.

В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.

[1] Общая психология. М., Просвещение, 1970. -  С 176

[2]Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981.  - С. 76.

  1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Просвещение, 2000. – 235 с.
  2. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в  школе. - Вып.12.– М., 1977. – 304 с.
  3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Музыка, 1982. - 150 с.
  4. Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. – 267 с.
  5. 5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. – 378 с.
  6. Венгрус Л.А. Пение и  «фундамент  музыкальности».  Великий  Новгород, 2000. – 245 с.
  7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. -   М.: Просвещение, 1973. - С. 66-97.
  8. Гладкая  С.  О  формировании  певческих  навыков  на  уроках  музыки  в   начальных классах. / Музыкальное воспитание  в  школе.   - Выпуск  14.- М., 1989. – 187 с.
  9. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. – 336 с.
  10. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания  в школе. М.: Просвещение, 1989. – 367 с.
  11. Емельянов  В.В.   Фонопедический   метод   формирования   певческого голосообразования: Методические  рекомендации  для  учителей  музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. –165 с.
  12. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. – 272 с.
  13. Жданова Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. – 267 с.
  14. Из истории музыкального воспитания. /Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990. – 407 с.
  15. Левандовская Л. Музыка для 1-го класса.  М.: Музыка, 1975. – 255 с.
  16. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания /В. В. Медушевский. Искусство в школе. – 1995. – №.2. – 304 с.
  17. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003. – 270 с.
  18. Общая психология. М., Просвещение, 1970. - 476 с.
  19. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2003. – 192 с. 20. Сарычев Е. Сценическая речь. М.: Просвещение, 1984. – 244 с.
  20. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. - С. 76-81
  21. Стулова Г.Г. Хоровой класс.  М.: Просвещение, 1988. – 363 с.
  22. Суханова М. Педагогика как наука и искусство воспитания. М.: МГУК, 1997
  23. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. / Музыкальное  воспитание  в школе. - Выпуск 15. – М., 1982. – 289 с.25. Урбанович Г. Певческий голос учителя. / В сборнике  «Музыкальноевоспитание в школе». Авт-сост. О. А. Апраксина.  - Вып.14. – М.,  1978.  – 276 с.
  24. Ушинский К. Д. Предисловие к I тому «Педагогической антропологии»./ Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1968. – С. 351.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское